СОДЕЙСТВИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стипендиаты фонда


АЛМАЗНЫЙ ФОНД

У добрых начинаний в России всегда непростая судьба. Вот и фонд содействия творческому образованию, развитию науки и культуры - “СТОРНиК” не исключение. Главная забота этого благотворительного фонда - да, конечно же, заключена уже в самом его названии, но ... по-прежнему “квартирный вопрос” мешает наладить работу так, как хотелось бы. А планов и достижений у новой общественной организации, как показала ее недавняя презентация в Немецко-русском Доме на Малой Пироговке, поддерживающем многие начинания в области отечественной культуры, немало. Здесь мне и довелось познакомиться с президентом “СТОРНиКа” Владимиром Беланом.


На фото: В.А. Белан

- Наш Фонд отличается от множества других, - подчеркивает Владимир Афанасьевич, - уж тем, что начинался не с декларирования амбициозных программ, а с помощи конкретным людям, которые в ней действительно нуждались, чтобы продолжить свое образование в сфере искусства, творческую карьеру, наконец, просто чтобы они не думали о хлебе насущном. Движение вперед на этом поприще логично привело нас к необходимости создания Фонда.

Вечер прошел в непринужденной домашней обстановке во многом благодаря его артистичному ведущему - Борису Семеновичу Мазья, соратнику, старинному другу Владимира Белана, ставшему по его просьбе исполнительным директором и пресс-атташе малочисленного по количеству сотрудников фонда. Были представлены все направления деятельности “СТОРНиКа”.

...Певица исполняла партию - Чио-Чио-Сан из оперы Пуччини. Ее голос звучал непринужденно, глубоко, эмоционально. А потом цветы сакуры, словно унесло порывистым ветром. Темпераментно, с азартом эта же исполнительница запела русскую народную песню “Как на этой на долине”. Зал (в нем присутствовало много музыкантов) притих и внимательно слушал. Дружные аплодисменты, розы, слезы радости на глазах молодой певицы ... Выступление на вечере примечательно тем, что это была редкая возможность услышать, как поет Марианна Никифорова - ей противопоказана сейчас активная концертная деятельность пока не восстановится голос.


На фото: М. Никифорова

Уроженке далекого якутского улуса Марианне Никифоровой, обладающей уникальным по красоте сопрано, еще в Уральской консерватории прочили счастливое будущее в мировом оперном искусстве. И она упорно работала, работала ... Как и когда она “посадила” голос, кто знает?! Но порой роковая случайность перечеркивает мечту.

Что же дальше: отказаться от выбранного в жизни пути? Наверное, самое главное, что в тот момент она не отчаялась. Может, поэтому ей и повезло ~ через знакомых певице удалось познакомиться в 1998 году с уже упомянутым выше московским бизнесменом Владимиром Афанасьевичем Беланом, многие годы трудившемся прежде в сфере искусства, в частности, главным администратором театра имени Моссовета, и дружившем с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом. И счастливый поворот произошел в судьбе Марианны благодаря той встрече.

Уже два года она живет в Москве и получает не только финансовую, но и творческую поддержку. Ее педагогом по вокалу стала заслуженная артистка России Надежда Шепелева - известная якутская певица. Закончив свою сценическую деятельность, она затем работала до пенсии заместителем министра культуры Якутии. Надежда Семеновна всегда мечтала и мечтает помочь молодым одаренным национальным певицам утвердиться в большом искусстве, очень хочется ей передать им тайну бельканто. Эта тайна определила некогда творческую судьбу и самой Надежды Шепелевой. В бытность студенткой выпускного курса Гнесинского училища, ей открыла ее русская певица-эмигрантка Мария Дмитриевна Виноградова-Шварсалон, долго жившая в Италии, а тогда, после войны, приехавшая на свою родину. Благодаря этому удивительному человеку молодая певица постигла многие нюансы искусства камерного пения и присущую ему особую систему дыхания. Занятия продолжались в общей сложности около двух лет, с перерывом в полтора года, когда Шепелева отрабатывала в Якутии диплом.

-Несмотря на свои 80 с лишним лет, ее голос звучал просто великолепно, - вспоминает Надежда Семеновна. - Мария Дмитриевна жила очень замкнуто и тайно. Она сразу же взяла с меня слово, что я никому не буду рассказывать об их занятиях. В сталинские времена люди, вернувшиеся или даже бывавшие за границей, были под подозрением. Теперь-то я думаю, что боялась она больше за меня. Ее отличали необыкновенное благородство, интеллект и гуманность...”

Шепелева, человек уже преклонного возраста, посвящает Марианне все свободное время. По ее словам, она с удовольствием передавала бы свой опыт еще двум-трем молодым певицам.

Одна прекрасная тайна, какой и сегодня остается бельканто в мировой музыкальной культуре, соприкоснулась с другой. Семена падали и падают в благодатную почву ... благодаря схожести высокого искусства пения, рожденного южанами, признанного повсеместно классическим, с малоизвестной манерой национального пения северян. Несмотря на то, что Италия и Якутия этнически бесконечно далеки друг от друга, совершенно разные по своему климату, историко-культурному развитию, бельканто напоминает якутским певцам по голосовым возможностям, палитре, их национальный эпос олонхо.

Во всяком случае Надежда Шепелева в это верит. Она настояла, чтобы Марианну прослушал живущий в Нью-Йорке Игорь Чичагов - один из самых глубоких в мире знатоков бельканто, друг и концертмейстер легендарной оперной дивы Розы Понсейль, член жюри Московского международного конкурса имени П.И.Чайковского. По согласию Чичагова, Надежда Семеновна один раз уже летала к нему с Марианной, которая стажировалась у маэстро пять месяцев за счет правительства Республики Саха (Якутия). Он высоко оценил талант молодой певицы и совместно с Шепелевой создал для Марианны особую методику для ее занятий в Москве. Эта стажировка, как считают все, ставшие близкими Никифоровой люди, может успешно завершиться через год. Уже есть предложения организовать ее выступления в США, Израиле, странах Европы...

Да, не оцени Владимир Белан талант Марианны, не пойми, что при определенной его огранке молодая певица может стать одной из лучших в мире Чио-чио-сан и затмить блеск алмазов, которые добывают на ее родине, не было бы сегодня и фонда “СТОРНиК”. И хотя новый фонд включился в активную благотворительную деятельность лишь в феврале 2000 года, у таких, как Марианна, талантов из регионов России, появилась реальная возможность “не пропасть поодиночке”.

Вокальное - первое и ведущее направление деятельности “СТОРНиКа” - курирует Игорь Чичагов. Помимо него в художественно-экспертный совет, который в рамках благотворительных программ фонда, проводит вдумчивый и тщательный отбор молодых дарований, преимущественно из регионов России, входят и другие мастера искусств с мировыми именами. Среди музыкантов - это, в частности, народный артист СССР, скрипач и дирижер, руководитель оркестра “Московия”, профессор Московской консерватории Эдуард Грач и заслуженный артист России, пианист, доцент Московской консерватории Андрей Диев


На фото: А. Диев

Эдуард Грач был в отъезде и на вечере присутствовать не смог, поэтому Борис Мазья сам представил одного из лучших его учеников - лауреата международных конкурсов скрипача-виртуоза Гайка Казазяна, который познакомил слушателей со своим пониманием Баха. 


На фото: Г. Казазян

 


На фото: Э. Кунц

Ученик Андрея Диева, которого он представил сам, - не менее талантливый и красивый молодой человек Эдуард Кунц (он из российских немцев). Визитной карточкой юного пианиста, приехавшего в Москву из Омска совершенствовать свое мастерство, стал на презентации Ференц Лист.

Фонд “СТОРНИК” хотел бы поддерживать молодые дарования, занимающиеся и другими видами искусств. Гости смогли познакомиться с выставкой “Моя Венеция” тринадцатилетнего художника Миши Левина.


На фото: Е. Левин, В. Белан

 Это единственный среди стипендиатов москвич. Папа его известный скрипач, солист у Спивакова. У Миши вообще нет никакого художественного образования. Он учился в ( музыкальной школе. То, что Миша делает как художник, - это его “повело”, и все. Язык не поворачивается назвать парня вундеркиндом. Тут детского уже нет. Что же он в 30 лет будет писать, если уже в 13 такие зрелые работы?!


На фото: М. Левин, Е. Левин

- Мы здесь слушали молодых музыкантов, уже профессионалов в своем деле, - отметил на вечере искусствовед Станислав Иваницкий, автор первой статьи о Мише к его первому буклету. - А вот Миша до сих пор жил в мире детских наивных представлений. Сейчас однако мы встречаемся совсем с другим художником . Он приехал из Венеции и показывает цикл работ. Взрослеет человек. Очень советую фонду поддерживать его и впредь. Советую также собирать коллекцию работ художников. Через какое-то время, я надеюсь, они будут вашей гордостью.

Сейчас фонд “СТОРНиК”, одним из членов попечительского совета которого является директор международной фирмы “Сапро” (Нидерланды) г-н Герман ван Винден, более 30 лет сотрудничающий с Россией, с его помощью ведет переговоры с “Рейхс-музеумом” об организации выставки Миши Левина в Амстердаме. Вечер-презентацию посетил и познакомился с работами юного художника, атташе по культуре посольства Нидерландов в России г-н Ян Хесселинг.

В фонде “СТОРНиК” мечтают организовать мастерскую скульпторов. Но пока даже нет бизнес-плана. Молодым скульпторам хотят создать все условия. Пусть потом их учебные работы остаются в собственности фонда. Может, через 5-10 лет 2-3 проданные работы из коллекции дадут возможность еще 3 мастерские открыть. А может, и нет. Степень риска здесь значительно больше, чем в любом бизнесе.


На фото: Ян Хесселинг с переводчицей, В. А. Белан, Г. Франгулян

В конце вечера член художественно-экспертного совета фонда, известный московский скульптор Георгий Франгулян представил будущий проект “СТОРНиКа” по возрождению мастер-классов для молодых скульпторов и проект памятника Булату Окуджаве на Арбате. Франгулян стал победителем конкурса на создание этого памятника. Теперь он мечтает воплотить свою интересную идею, смысл которой заключается в том, чтобы установить в родных местах любимого барда не просто памятник известному человеку, а воссоздать среду - образ погибшего арбатского двора.

Фонду “СТОРНиК” крайне необходимы помещения не только для административной работы, но и, конечно же, для различных мастер-классов, концертов, художественных выставок, а в перспективе для показа спектаклей молодых режиссеров и актеров, которые после окончания вузов не получают теперь распределения в театры, а вынуждены искать работу сами.

Талантливой молодежи вокруг множество, и далеко не у всех юношей и девушек есть возможность реализовать свой талант.  Проект Владимира Белана постепенно разрастался, набирал обороты. Занимаясь судьбой Марианны, бизнесмен и меценат знакомился с новыми и новыми юными одаренными музыкантами. Была возможность - помог и другим. На третьем человеке понял: если не создать фонд и не аккумулировать средства, то уже денег не хватает. Поэтому с помощью фонда надо искать деньги, собирать и направлять на конкретные проекты в сфере культуры.
-Это важно, - считает Владимир Афанасьевич, - иметь художественно-экспертный совет не только с “именами”, но и из людей проницательных, непредвзятых. Иначе можно опять попасть в замкнутый круг, где продвигают только своих. Пока фонду “СТОРНиК” удается делать хорошее дело для ребят абсолютно со стороны. Мы продолжим работу с этими ребятами до логического конца. Вплоть до того, что будем их направлять на международные конкурсы.


На фото: Б.С. Мазья, В.А. Белан, Г. Казазян

"Мы не первые создаем общественный фонд, но мы стараемся сильнее", - пошутил Борис Мазья. На заметке сейчас уже много одаренных молодых людей, но, к сожалению, “СТОРНиК” себе не может позволить расширяться стипендиатами и мастер-классами: не хватает средств. Когда Владимир Белан начинал свою меценатскую деятельность, то ему казалось, что, несмотря ни на что, в новой России все же найдутся такие люди, которые понимают, что благотворительность необходима и придут, как и он, на помощь одаренным. Столкнувшись в одиночку со множеством проблем, он однако не опустил руки, продолжает поиск соратников. Хотя и сказал горько на вечере Андрей Диев: “Тяжелая, болотная это работа, и не каждый хочет помогать этому делу, чтобы не увязнуть..."

 Всем известно понятие “серебряный век”. Это всплеск русского искусства точно совпадает со становлением российского капитализма и занятием им определенных позиций в стране и мире. Российские меценаты, которые помогали тогда состояться отечественному искусству - это как минимум второе, а в основном третье поколение российских капиталистов. Люди, уже укрепившиеся в своем деле, состоятельные. Мы переживаем сейчас период в чем-то похожий. Но характерно, что меценатство становится уделом людей, которые только-только организовали свой бизнес. Мне, автору статьи, чьи прадед и прапрадед упомянуты среди купеческого сословия столицы в выпусках конца XIX - начала XX веков справочника “Вся Москва”, радостно, что развитие все-таки идет по спирали, а не по кругу.

- Одним словом, - сказал на прощанье неунывающий Владимир Афанасьевич, - дел хватает, работаем от А до Я, от Армении до Якутии. А это уже почти международный размах. На талантливых ребят, где бы они ни жили - в России или в бывших советских республиках, не жалко ни средств, ни времени. Вот только не хотелось бы, чтобы “алмазы”, которые мы открыли здесь, стали “бриллиантами” на Западе. Вопрос уже к президенту страны и к правительству. Хотя и маленький общественный фонд должен думать о будущем страны, помогая талантливым людям.

Николай ГОЛОВКИН

Москва